Ясная (yasnaya_elga) wrote,
Ясная
yasnaya_elga

Category:

Время плакать

На этой неделе я узнала, что у танка «Чи-Ха» была слабая броневая защита, в СССР танк «Черчилль» ласково называли «БМ-5, Братская могила на пятерых», «Kfz.70» прозвали «Боксёром», а ещё у него был оппозитный двигатель. В общем, гораздо больше того, что я хотела бы знать о военной технике.
Именно на волне этого переизбытка информации я выбирала фильмы для просмотра, так что без военной тематики не обошлось.
Дальнейшие критерии выбора были просты. Страна, конечно, США, потому что к американской пропаганде я отношусь с трепетной нежностью естествоиспытателя, а уж их военные фильмы – это просто раздолье для пытливого ума. На случай если в фильме внезапно окажется больше чувства, чем идеологии, фильмы хотелось максимально «плакательные», а то что-то грустно и печально мне в последние дни. А так бы посмотрела, порыдала – и опять побежала дела делать.
В итоге остановилась я на «Забирая Чэнса» и на «Посланнике». Оба фильма вышли в 2009 году, сняты начинающими режиссерами, номинировались на престижные премии и обыгрывают одну и ту же тему – семьи узнают о гибели своих близких в Ираке. То есть шансов, что герой выживет, нет вообще. Думаю, ну всё, сейчас залью кота слезами. А вот фиг мне. В следующий раз, чтобы поплакать, буду выбирать фильмы о свадьбах.
Кстати, 2009 год всё-таки неслучаен: в этом году большая часть американских войск должна была быть выведена из Ирака. Время воевать прошло. Пришло время оплакивать погибших.

Посланник (The Messenger, 2009)


Награды обнадёжили мою наивную душу: два приза Берлинского кинофестиваля, две премии Национального совета кинокритиков США, номинации на Оскар и «Золотой глобус». Хотя на том же Берлинском кинофестивале одна из наград была очередной «премией мира» - и это настораживало. Дескать, не наградить фильм о погибших – негуманно, а награждать вроде бы и не за что. Ну, что, действительно не за что.
Всю первую половину фильма я напевала на мотив «Оранжевой песни» «Картонные герои картонно играют картонный свой сюжет». Даже Стива Бушеми сняли так, что его горю не веришь. К концу фильма актеры чуть активнее работали челюстями для создания иллюзии хоть какой-то мимики. Ну, или я просто втянулась. Единственный, кто действительно играл, это Саманта Мортон. Тот факт, что её взяли на эту роль и не стали делать из неё кукольную красотку – это большой плюс. И ещё отчаянно хорош тот эпизод, где она вздрагивает на похоронах мужа каждый раз, когда почетный караул стреляет в воздух. Весь остальной фильм – сплошные банальности на фоне злобной истерики. Разговоры о священной миссии на фоне флага США, пафосная речь перед полицейским – и бездна агрессии. Этот фильм – не о войне в Ираке, не о жертвах, не о посстравматическом синдроме и даже не о семьях погибших. Он почему-то получился о том, что война не в Ираке, а в США – тихая и подспудная, потому что кругом одни козлы. Ну, или так этот фильм выглядит для меня на фоне «Забирая Чэнса».

«Забирая Чэнса» (Taking Chance, 2009)



Фильм абсолютно заслуженно получил премию за лучшую операторскую работу в телевизионном фильме, а Кевин Бейкон тоже вполне заслуженно получил «Золотой глобус» как лучший актёр мини-сериала или фильма на ТВ. Фильм очень размеренный, снятый абсолютно вне ожидаемой бравурно-патриотической стилистики. В деталях показано, как доставляют трупы солдат, убитых в Ираке – как фотографируют, наносят штрих-код, обмывают тело, отмывают часы, крестик и жетон военнослужащего. И от этого труп становится мёртвым человеком, а не грузом 200. Неважно, что его будут хоронить в закрытом гробу. Важно, чтобы его униформа была в порядке (пряжку ремня отполируют, форму выгладят). Актёрская игра здесь вторична. Этот фильм вообще не о том, кто как играет. Здесь в кадре просто мужчины, сильные, прошедшие войну, старающиеся не плакать.
А ещё это фильм о людях, которые делают то, что могут. Молодой парень боится идти в армию, но работает водителем на перевозке погибших от морга до аэропорта. Стюардесса отдает свой крестик. Грузчики снимают головные уборы и прикладывают руку к сердцу. Лётчик помнит имена каждого погибшего в бою, которого когда-то перевозил. Водители включают фары, обгоняя погребальный кортеж.
«Забирая Чэнса» снят не о войне в Ираке. Он снят об Америке. Это надпись «Помним, любим, скорбим» - очень искренняя и горькая. За это я готова пропустить мимо ушей намёк «Если ты мужчина, иди сражайся за свою страну».
Фильм, кстати, основан на реальных событиях: подполковник армии США перевозил тело погибшего рядового Чэнса Фелпса – и на основе пережитого написал 12-страничный рассказ, который так удачно экранизировали.
«Забирая Чэнса» - очень светлое кино, в котором видно, как страна с уважением относится к своим погибшим. Это выглядит гораздо более достойно, хотя, быть может, чуть менее реалистично, чем злобное тявканье фильма «Посланник». Тут уже каждый сам выбирает, что смотреть и во что верить.

Tags: киномания
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments