?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Обманутые надежды и коварство бытия – вот что такое экранизации «Двенадцатой ночи» Шекспира!
Во-первых, я почему-то думала, что их будет больше. В итоге насчитала всего девять штук, включая экранизацию 1910 года (длительность фильма – 12 минут), мультфильм 1992 года (26 минут на всё про всё) и американскую адаптацию 2006 года под названием «Она – мужчина».
Во-вторых, из тех 4 фильмов, что я выбрала, лишь один оправдал более-менее мои ожидания. И не говорите, что вы подходите к книге или фильму без предубеждений и ожиданий, а то я морально не готова узнать, что столь просветленные люди шастают по чужим постам.
Ну, правда. Вот смотрите, перед вами такой список:

1. Двенадцатая ночь (СССР, 1955 г.)
2. BBC: Двенадцатая ночь (ТВ) (BBC: Twelfth Night, 1980)
3. Двенадцатая ночь или что угодно (Twelfth Night or What You Will, 1996)
4. Она – мужчина (She's the Man, 2006)

Если не лень, расскажите мне, пожалуйста, какому бы фильму вы априори доверили бы нести вам свет шекспировской пьесы?
Я, например, рассуждала так: наверняка лучше всех окажется фильм 1980 года. Всё-таки BBC - знак качества, для Британии Шекспир вообще родной и близкий - не обманут. Ну, и 80-е как-то выглядят солиднее, чем современные поделки, ведь раньше и трава была зеленее, и небо безоблачней. На втором месте, наивно думала я, будет британский фильм 1996 года: аргументы всё те же, только без BBC. Потом шла советская версия: настораживала, конечно, памятная с детства фраза «Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?», но в целом, можно было надеяться на лучшее. Ну, и последнее место я заранее отвела американскому фильму 2006 года, потому что не ждать же от американцев понимания Шекспира. Пока он пьесы писал, они там колонии основывали, не до искусства им было, понимать надо.
Если бы я с такими способностями пошла предсказывать результаты скачек, до окончания первого забега я бы просто не дожила.
А теперь о том, как всё сложилось на самом деле.

Первое место я с чистым сердцем отвожу советскому фильму «Двенадцатая ночь»(СССР, 1955 г.). В двух словах общая информация для тех, кто не в курсе: это была первая советская экранизация Шекспира, и режиссером был Ян Фрид – он потом снимет «Собаку на сене», «Дона Сезара де Базана», «Благочестивую Марту». Его «Двенадцатая ночь», конечно, не шекспировская комедия ни на минуту. Это сказка, снятая в том же духе, что и «Садко», например, и даже отчасти с теми же актёрами. И, тем не менее, это отличный фильм: добрый, смешной, с изумительной актёрской игрой и минимумом декораций. Какой там Марволио? А Тоби Бэлч, абсолютно фальстафовский? А Шут?! Бруно Фрейндлих передает всё шутовское одним взглядом и движением бровей. А сэр Эндрю?! Вицин настолько прекрасен в этой роли, что тут даже вопрос каноничности персонажа второстепенен.. Есть, конечно, те, кого смущает, как Клара Лучко ведет под венец Аллу Ларионову, но мне просто интересно: это же какое воображение надо иметь, чтобы этой сказочной истории приписать нетрадиционные сексуальные отношения, а? В общем, «жупел в вашу печень! – Куда? – В печень!» Окончание фильма окончательно расставляет все акценты, потому что вместо слегка меланхоличной оригинальной песни Шута, советский Шут поёт про то, что «Бог любви соединяет разлученные сердца». Если вы боитесь советских фильмов (старьё, совок), то вы просто не знаете, что теряете. Буффонады в этом фильме ни на грош, зато много доброты и света. Лично для меня замена оказалась равноценной.

Второе место уходит к фильму «Двенадцатая ночь или что угодно (Twelfth Night or What You Will, 1996)». Я плевалась весь фильм: вздыхала, закатывала глаза и с сердитым видом пила чай. В мирной Иллирии ведется какая-то странная война, что неудивительно, учитывая, что герцог там уж очень похож на мелкого служку в таверне. Я уже не говорю про сцены с сексуальной подоплекой – это же смех сквозь слезы (как поется в хорошей украинской песне «ни секса, ни смысла»). В итоге в тот момент, когда в реплики героев прорывается Шекспир, это застает зрителя врасплох. Ну, вот, например, хорошая девочка попала в кораблекрушение, потеряла брата, прячется от стражников, сидит то в пещерах, то в кустах (да, да, это я всё ещё про «Двенадцатую ночь») – и как бы понятно, что если её поймают люди герцога, то убьют как вражеского лазутчика. И тут она вдруг произносит фразу из оригинальной пьесы: «Орсино! Мой отец о нем не раз мне говорил. Тогда был холост герцог». То есть внезапно, да. Семейное положение - самая важная информация о правителе враждебной страны, на территории которой ты находишься. Досматривала я всю эту кашу уже в состоянии нервного смеха – и непременно написала бы тут разные гадости, но вовремя поняла, что не напишу. Этот фильм – живой. Грязный, ободранный Марволио с сумасшедшими глазами, сквозь рыдания выкрикивающий, что он не сумасшедший. Сэр Эндрю Огьючик, с которого после финальных оскорблений сэра Тоби, буквально стекает всякое выражение лица – и видно, как у него земля уходит из-под ног. Оливия, благодаря игре Хелен Бонэм Картер приобретшая лёгкий налет безумия. Шут… Финальная песня Шута подняла этот фильм сразу на несколько смысловых уровней. Ох, Шут. Он - воплощение смеха сквозь слёзы. И его месть здесь была не глупцу, а именно Марволио – личная, яркая, ненавидящая – и никакого удовольствия от неё, потому что Шут слишком для этого человечен. Шут, ставший человечным, становится уязвимым – и я не видела, чтобы где-то это было показано так же ярко. Бен Кингсли – гениальный Шут, не шекспировский (по крайней мере, в отношении «Двенадцатой ночи»), но гениальный. Лучший из тех, кого я видела на экране. В целом, в этой истории, зияющей дырками в плане смысла и связности событий, вдруг прорываются очень трогательные моменты – и очень живые, за это я прощаю фильму всю бессмыслицу. Потому что Шекспир – это не академический сухой текст. Его пьесы не просят, а требуют отклика от зрителя – и если кто-то загрустит от этой комедии, ну что поделаешь. Ожившие тексты всегда были опасны для нежных сердец.

После несколько восторженного предыдущего абзаца даже не хочется переходить к описанию обладателя третьего места. Но раз взялся за гуж… После долгих колебаний я отдаю третье место (там-тадам-тадам!) фильму «Она – мужчина» (She's the Man, 2006). Вот так внезапно, да. В принципе, я за то, чтобы Шекспира осмысляли, перерабатывали и адаптировали. Его пьесы не статичны, для этого в них слишком много смеха и слёз. Но «Она – мужчина» - это вообще не о Шекспире. Обычное американское подростковое кино о том, что родители – идиоты, не способные понять своих детей, но любить родителей все равно придется, других-то не выдали. Ещё, конечно, оказывается, что крутые парни в душе трепетные лани и требуют понимания и ласки, что даже отъявленные фрики могут найти друг друга и быть счастливы, а встречаться – это не только целоваться, но ещё и поговорить. В период познания мира и дивных открытий «мальчики – это не девочки вообще!», смотреть этот фильм должно быть забавно, не уверена. Ну, по крайней мере, на это намекает, например, диалог: «-Твоя сестра – горячая штучка? – Думаю, да. Она личность! – Оу, нет!». В конце концов, любовь и равноправие восторжествуют, как положено. Пережить просмотр без заметных потерь возможно.

Ну, и переходим к последнему пункту списка. Телевизионный фильм «BBC: Двенадцатая ночь» (BBC: Twelfth Night, 1980) снят в рамках проекта «BBC Television Shakespeare» вместе с ещё 36 экранизациями. Понятно, что ждать качества от этого потока не приходится. Но кто же знал, что это окажется настолько слабым представлением провинциального театра, которое зачем-то записали на видео? Съемки павильонные, актеры не то что не играют, они даже декламирует паршиво, а финальная сцена – это вообще «сделайте меня это развидеть». Орсинио, когда делает предложение Виоле, настолько мрачный и так долго держит за руку Оливию, что абсолютно понятно: мужику не повезло – и теперь он надеется на то, что с паршивой овцы хоть шерсти клок. Неудивительно, что этот фильм стал высшим достижением актерской карьеры исполнителя роли. Ну, если не считать того, что он восемь лет был лицом испанской рождественской лотереи. Может быть, там он выглядел убедительнее. Во время просмотра я поймала себя на том, что ищу в фильме хоть что-то хорошее по принципу «ну, зато по тексту пьесы, без отсебятины», «песни хорошо спеты», «шут местами ничего»… В крайнем случае, это можно слушать в качестве аудиокниги: произношение хорошее, но убедительности не ждите. Этот фильм вообще не прочтение в смысле интерпретации. Это просто неудавшаяся попытка чтения вслух. Но дело даже не в этом. Вот теперь я скажу, почему американской подростковой примитивной комедии я отдала третье место, а британской экранизации 1980 г. – четвертое. Не потому что я на неё так рассчитывала, а она, коварная, подвела. Не из-за низкого качества. Я отправила этот фильм на четвертое место (а лучше бы вообще на дальнюю полку истории), потому что он настолько уныл, что может отбить у человека желание читать Шекспира вообще. Попытайтесь показать такое подростку – и можете быть уверены, даже во взрослой жизни к Шекспиру он подойдет только под угрозой расстрела. Это мёртвый и скучный фильм, а для экранизации комедии Шекспира это приговор.

Чтобы закончить на позитивной ноте, расскажу о хорошем. Я видела в сети отрывки из театральной постановки «Двенадцатой ночи» - со Стивеном Фраем и Марком Райлэнсом (вот здесь, например, 2,5 минуты видео). Ну, это вот та постановка, где аутентичные костюмы и музыкальные инструменты, все роли играют мужчины, и нет никакой мелодрамы – только грубый, доступный юмор. Где в зале «Глобуса» практически возрожден уличный театр, когда смех одного легко подхватывают другие, и кажется, что в незадачливого актера может и помидором прилететь. Но не прилетит, потому что если там весь спектакль такой, как те отрывки, что я видела, то это действительно великолепное зрелище. И вот это – Шекспир. В России это точно можно посмотреть на экране (по крайней мере, можно было посмотреть). Кроме того, можно заказать, кажется, DVD, но я не уточняла детали, дабы не соблазниться невзначай, потому что тут просто: или корм котику, или «Двенадцатая ночь». Шекспир мне дорог, но котик дороже. Вот на светлой ноте котиков, пожалуй, и закончим. Всем хорошего Шекспира.

Comments

( 54 comments — Leave a comment )
grt_pretender
Feb. 3rd, 2014 06:55 pm (UTC)
"современные поделки"
да ладно, BBC и сейчас делает прекрасные экранизации, взять хотя бы Крошку Доррит и Север и Юг.

"какому бы фильму вы априори доверили бы нести вам свет шекспировской пьесы?"
Да никакому. Мне не нужно, чтобы мне открывали глаза на пьесу. Шекспир вне сцены - это уже не Шекспир, а его интерпретация, причем сугубо авторская. Это, конечно, любопытно (а иногда и наоборот) - но ждать чего-то особенного я от них не могу.
А вот фильмы о Шекспире, пьесах, работе над интерпретациями пьес я очень люблю. Например, "В поисках Ричарда".
yasnaya_elga
Feb. 3rd, 2014 07:01 pm (UTC)
Ну, я не зря написала про "трава зеленее") Просто это скорее общее впечатление - и не столько именно от BBC, сколько от фильмов в целом. Ну, как будто сравниваешь "Гордость и предубеждение" 1996 года и 2005 г.
По-моему, отлично сформулировано насчет "Шекспир вне сцены - это уже не Шекспир". Но мне было интересно посмотреть, как он смотрится на экране. Честно говоря, я, по-моему, больше никаких экранизаций и не видела, поэтому составить собственное впечатление хотелось.
"В поисках Ричарда" записала!
grt_pretender
Feb. 3rd, 2014 07:21 pm (UTC)
Я смотрела, наверное, экранизаций 7-8, но мне ближе всех (чисто субъективно, конечно) Гамлет с Мэлом Гибсоном. Такой вот Гамлет у него, да и остальные, как-то им веришь.
yasnaya_elga
Feb. 3rd, 2014 07:23 pm (UTC)
Пошла смотреть в википедии, а там, оказывается, режиссер - Дзеффирелли. Но "Гамлета" я боюсь смотреть. "Двенадцатая ночь" для меня просто хорошая комедия Шекспира, а вот "Гамлет" - это уже личное. Просто боюсь увидеть, что там сняли.
(no subject) - grt_pretender - Feb. 3rd, 2014 07:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yasnaya_elga - Feb. 3rd, 2014 07:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - grt_pretender - Feb. 3rd, 2014 07:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yasnaya_elga - Feb. 3rd, 2014 07:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - grt_pretender - Feb. 3rd, 2014 07:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yasnaya_elga - Feb. 3rd, 2014 07:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - grt_pretender - Feb. 3rd, 2014 07:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yasnaya_elga - Feb. 3rd, 2014 08:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - grt_pretender - Feb. 3rd, 2014 08:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yasnaya_elga - Feb. 3rd, 2014 08:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - silbern_drachen - Feb. 3rd, 2014 08:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yasnaya_elga - Feb. 3rd, 2014 08:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - silbern_drachen - Feb. 3rd, 2014 08:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yasnaya_elga - Feb. 3rd, 2014 08:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - silbern_drachen - Feb. 3rd, 2014 08:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yasnaya_elga - Feb. 3rd, 2014 08:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yasnaya_luna - Feb. 3rd, 2014 07:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yasnaya_elga - Feb. 3rd, 2014 07:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yasnaya_luna - Feb. 4th, 2014 05:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yasnaya_elga - Feb. 4th, 2014 05:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yasnaya_luna - Feb. 4th, 2014 05:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yasnaya_elga - Feb. 4th, 2014 06:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yasnaya_luna - Feb. 4th, 2014 06:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yasnaya_elga - Feb. 5th, 2014 10:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - yasnaya_luna - Feb. 5th, 2014 10:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - yasnaya_elga - Feb. 5th, 2014 10:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - yasnaya_luna - Feb. 5th, 2014 10:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - yasnaya_elga - Feb. 5th, 2014 10:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - yasnaya_luna - Feb. 5th, 2014 10:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - yasnaya_elga - Feb. 5th, 2014 10:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - yasnaya_luna - Feb. 5th, 2014 11:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - yasnaya_elga - Feb. 5th, 2014 11:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - yasnaya_luna - Feb. 5th, 2014 11:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - yasnaya_elga - Feb. 5th, 2014 11:10 am (UTC) - Expand
yasnaya_luna
Feb. 3rd, 2014 07:19 pm (UTC)
Априори-то я, понятное дело, первое место, не задумываясь отдала бы советскому фильму. Во-первых, потому что вообще люблю шекспировские версии в отечественном кино ("Д.н.", "Гамлет", "Король Лир", "Много шума из ничего"). Во-вторых, я на них выросла. И, в-третьих, одну из сцен снимали в С., и об этом я знала еще раньше, чем посмотрела фильм и помнила, как мама с неизвестным прохожим обсуждали это как-то непосредственно на месте съемок в Ботаническом саду (мне тогда было чуть меньше шести). :)

Про театральную версию слышала хорошие отзывы. Аутентично с актерами-мужчинами, но, признаться, я бы не рискнула идти. :)))))
yasnaya_elga
Feb. 3rd, 2014 07:21 pm (UTC)
Вот про твой ответ я даже не сомневалась ни на минуту :) Ты точно можешь подтвердить: шикарный же фильм советский, абсолютно шикарный.
А я бы очень хотела на это посмотреть, правда. Хотя бы в формате видео, если уж не на сцене. Я те 2,5 минуты смотрела с загоревшимися глазами, ей-богу.
yasnaya_luna
Feb. 3rd, 2014 07:23 pm (UTC)
И потом Ларионова - она же богиня! :) Ее когда за границей в "Садко" первый раз увидели, с ума сходили. :) Жерар Филип влюблен был.

А у вас не показывают? В Б. было, но для меня дорогие билеты.
yasnaya_luna
Feb. 3rd, 2014 07:20 pm (UTC)
Да, вот еще: Шинейд Кьюсак такой молодой еще не видела в кино. Актриса роскошная, особенно в возрасте.
yasnaya_elga
Feb. 3rd, 2014 07:27 pm (UTC)
Я с ней, кажется, ничего больше не видела, хотя на фоне кошмара этой экранизации она ещё ничего.
Кстати, про Ларионову я читала, да. Но там весь актерский состав такой замечательный... Клару Лучко очень хватили, хотя сначала даже на роль брать не хотели: говорили, что у неё украинский акцент, она не справится. Её даже в кембриджский список лучших актрис тысячелетия включили. Но там же правда все, абсолютно все прекрасны.


yasnaya_luna
Feb. 3rd, 2014 07:30 pm (UTC)
Правда, все!!!!!

Кьюсак - в "Ускользающей красоте" Бертолуччи. В "Севере и юге" по Элизабет Гаскелл (2004). Есть в ней что-то сильное и , вместе с тем, благородное - такое, что проступает ярче с зрелом возрасте.
yasnaya_elga
Feb. 3rd, 2014 07:41 pm (UTC)
Ни то, ни другое не смотрела, но действительно - есть такой тип актрис. Вот, например, Дайан Киттон. Она и в молодости была хороша, но сейчас - это же другое и о другом. Стиль и внутренний стержень.
(no subject) - yasnaya_luna - Feb. 4th, 2014 05:19 pm (UTC) - Expand
silbern_drachen
Feb. 3rd, 2014 07:56 pm (UTC)
Есть ещё прекрасный советский спектакль, из "Современника", с Неёловой-Виолой, Богатырёвом-Орсино, Вертинской -Оливией, он очень хорош. Не столь лубочен, как версия с Лучко, я её не очень люблю за это, хотя она славная. А в спектакль тонкий. и там и буффонады хватает. и Оливия прелестно взбалмошна и вообще прелесть что такое.
Для меня он второй после "глобусовского". Этот я видела недавно, и он совершено прекрасен. И нет, я бы не сказала, что там вовсе нет мелодрамы. И актёры мужчины в женских ролях совершенно потрясающие, и это невероятное впечатление, когда ты видишь _одновременно_ актёра-мужчину и изображаемую им девушку. А ещё это единственная постановка, из виденных мной, где обыграли сходство близнецов в последней сцене: Орсино начинает своё обращение к Виоле, глядя на Себастьяна, и то медленно расплывается в глумливой усмешке,)
yasnaya_elga
Feb. 3rd, 2014 08:03 pm (UTC)
Аааа... ты меня просто добиваешь. Я и так вижу, что он совершенно прекрасен: я уже третий день смотрю на фотографии и читаю отзывы, но тут ты добавляешь столько позитива - и это вообще ужас что. А некоторых девочки хотят платьице - и не мучаются, везёт же.
Версия с Лучко... сказочная. Абсолютно в стилистике 50-х. Там просто нечего ожидать чего-то другого. Но играют-то как, как играют!
silbern_drachen
Feb. 3rd, 2014 08:04 pm (UTC)
Прости, я просто не сдержалась, я в таком восторге от постановок "Глобуса", а им совершенно не с кем поделиться. Скачай покамест версию из "Современника", на торрентах есть.
yasnaya_elga
Feb. 3rd, 2014 08:08 pm (UTC)
Да нет, ты что. Я жалуюсь немного всерьёз, немного в шутку. Это же не одержимость какая-то :)
Честно говоря, я временно отдыхаю от "Двенадцатой ночи". Как-то слишком много за один раз. На торрентах там несколько фильмов-спектаклей - и по-хорошему смотреть надо все, а я пока перегорела.
Правда книжку выбрала в продолжение темы, но это уже другое.
(no subject) - silbern_drachen - Feb. 3rd, 2014 08:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yasnaya_elga - Feb. 3rd, 2014 08:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - silbern_drachen - Feb. 3rd, 2014 08:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yasnaya_elga - Feb. 3rd, 2014 08:25 pm (UTC) - Expand
( 54 comments — Leave a comment )

Latest Month

June 2014
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com