Ясная (yasnaya_elga) wrote,
Ясная
yasnaya_elga

Полуночный экспресс 1978

“Полуночный экспресс” (Midnight Express, 1978)


Этот фильм – два по цене одного. Вы можете смотреть его с точки зрения кинематографа, а можете с точки зрения политики. В  обоих случаях не прогадаете.
Был такой плохой американский мальчик Билли Хейс, попавший в турецкую тюрьму за контрабанду наркотиков. Один срок отсидел, но дело пересмотрели – и срок продлили. Тем не менее, Хейс смог cбежать. Так как денег все равно хотелось, а вот с наркотиками связываться уже не очень – Хейс написал автобиографический роман “Полуночный экспресс”. Про книгу, скорее всего, быстро бы забыли, но в 1978 году на экраны вышла экранизация – и завертелось.
Во-первых, фильм получился отличный, это признали все. Две премии Оскар (за сценарий и за музыку, причем это был первый раз, когда Оскар дали именно за синтезированный саундтрек), Золотой глобус – как лучшему фильму-драме, 3 премии Британской киноакадемии (режиссер, монтаж, актёр второго плана). И фильм ведь действительно зрелищный.  Первые кадры Стамбула прекрасны – в город можно влюбиться, несмотря на все последующие события. Турецкая речь без перевода – находка, вряд ли что-то другое так качественно погружало бы в атмосферу фильма. Отличный подбор актеров, они все смотрелись на своем месте, каждому веришь. Кстати, у Брэда Девиса, сыгравшего главного героя, очень интересная внешность: с длинными волосами он похож на Бреда Питта, а с короткими – на Мэтта Деймона. Вот именно очень-очень похож - востребованные типажи, как оказалось.

Топ-3 сцен фильма, которые должны, по-моему, войти в учебники: безумие, суд и встреча с отцом. Это не “Мотылек”, но и не сказочный “Побег из Шоушенка”. Это жесткий фильм, в котором зрителя берут за живое (хочется написать “за язык” – кто видел, тот поймет). Детей избивают, котиков убивают, а главному герою достается так, что ему сочувствуешь, хотя, может,  и не стоило бы: там не герой, там персонаж – достаточно отвратительный, если честно.
Но фильм цепляет, этого у него не отнимешь – и вот тут начинается “во-вторых”.
Вы представляете Турцию 1978 года? Я – не очень, но если сильно обобщить, то выглядит это так: в 1974 году Турция вводит войска на Кипр и не выводит их, несмотря на все “ай-яй-яй” со стороны мировой общественности; тем временем в самой Турции активно идёт борьба между левыми и правыми экстремистами – жертв столько, что страшно их считать. Тем не менее, сейчас  говорят , что от этого политического противостояния погибали до 10 человек в день на протяжении всех 1970-х.  Через два года в Турции будет переворот, но уже в 1978 году ясно, что ничем хорошим это всё не закончится. В общем-то, мнение о стране сформировано, а тут – фильм, да ещё такой, что только светлые и возвышенные создания могут увидеть там кино о недостатках пенитенциарной системы, пагубном влиянии заключения на психику и необходимости милосердия. Все остальные там видят не образ абстрактной несовершенной системы, а образ Турции, в которой (да, да) избивают детей и убивают котиков. И герой как-то получается сразу весь в белом, потому что кричит туркам, что они свиньи заслуженно – а сам-то американец и знает толк в свободах. И сценарист Оливер Стоун, и сам Билли Хейс потом извинялись за получившийся образ Турции. Хейс клялся, что всё было не так плохо, а кино, дескать, просто художественное преувеличение вымысел, не более того! В 2006 году канал “National Geographic” даже показал документальный фильм “Locked Up Abroad”, в одном из эпизодов которого зрителям говорили: нет, нет, нет, турецкая тюрьма не так ужасна, там не насилуют американских мальчиков.
Знаете, я очень люблю одну фразу Александра Сокурова:
“Человека, видевшего что-то собственными глазами, – трудно убедить, что этого не было. Для него виденное – свершившийся факт. Кино в этом смысле – страшное оружие”.
Поэтому не так уж важно, кто и как оправдывается - все же видели! Своими глазами!
Что я скажу, этот фильм стоит посмотреть: он целостный, атмосферный, качественный с точки зрения саундтрека, съемок и актерской игры. Но мне всё-таки кажется, фильм о тюремном заключении должен показывать ужасы, отвращая от них, а не призывая к насилию и противостоянию. “Полуночный экспресс” – это незавуалированное “бей их, они заслужили!”. С точки зрения политики США конца 1970-х вполне оправданно, конечно. А вот с чисто человеческой – решайте сами.

Tags: Алан Паркер, киномания
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments